“Вчера мы посетили окраину Благовещенской слободы, где заканчивается постройка железнодорожного вокзала. Повсюду копошатся группы рабочих. На косогоре работают арестанты под наблюдением тюремных смотрителей. Большая часть мостовых работ вокруг вокзального здания покончены и производится заливка тротуаров и платформ асфальтом," — такая запись в первых числах сентября 1900 года появилась на страницах газеты "Нижегородский листок".*
Сегодня в Нижнем Новгороде существует лишь один железнодорожный вокзал, который был открыт 2 августа 1862 года и стал конечным пунктом для Московско-Нижегородской железной дороги. Но у нас на руках билет совсем от другой дороги, которая украсила правый берег Оки и соединила наш город с Мордовией и Поволжьем. Вокзал появился в начале прошлого столетия, после предложения о его строительстве на Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1896 году**. Рельсы давно стали историей, но здание самого вокзала работает и в наше время. И уже через 10 минут вы станете ещё ближе к истории родного города. Поехали?
* из книги, посвящённой истории Ромодановского вокзала и Тимирязево-Нижегородской линии Московско-Казанской железной дороги.
** какие ещё важные изменения эта выставка принесла в наш город, можно почитать здесь.
Сегодня в парке Швейцария, кажется, есть всё: детские игровые зоны, площадки для собак, беговые дорожки и огромное количество мест, где можно посидеть и насладиться спокойствием и завораживающими видами на нижнюю часть города, даже аквапарк в тесном соседстве. И, если не знать историю этого места, трудно поверить, что ещё 48 лет назад вдоль всего склона была проложена самая настоящая железная дорога. В начале прошлого века она соединяла площадь города и посёлок Мызу, который в то время ещё не был частью Нижнего Новгорода. Для строительства вокзала выбрали достаточно опасное и не самое удобное место, а сама дорога была сложная, но проект всё равно решили осуществить. Сейчас расскажу, почему так было, но сначала давайте знакомиться.
Особенности выбора место для вокзала.
Но место для здания выбрали не из-за любви к экстриму, а из-за близкого расположения к пристани, где происходила погрузка муки на суда с мельниц предпринимателей Башкировых и Дягтерёвых. Также в то время улица Черниговская была местом активной торговли и скопления магазинов и аптек. Ещё одной причиной прокладывания рельс в этом месте стала возможность отложить строительство второго моста через реку для выполнения тех же целей.
Сложность места на вокзальной площади также вводила ограничения на количество железнодорожных путей. Для пассажирских поездов одной посадочной станции было достаточно, но для выгрузки товаров места было крайне мало. Тогда было принято решение перенести все действия с товарными поездами на соседнюю станцию Кудьма.
А пока предлагаю совершить виртуальную прогулку по одной из таких штолен, чтобы погрузиться в атмосферу прошлого и рабочей жизни строителей этого места.
Все усилия и желания сохранить эту железную дорогу оказались тщетны. В 1961 года через Оку был построен Сартаковский мост, который к тому моменту уже взял на себя бОльшую часть обязанностей. Именно с него начали ходить поезда дальнего следования, а с Ромодановского (Казанского) вокзала отправлялись только пригородные маршруты, которые помогали добираться жителям города на свои дачи. Из-за снижения активной жизни в этом месте, часть вокзала оказалась невостребованной. В итоге её отдали студентам-железнодорожникам.
В 1965 году с вокзала убрали локомотивное и вагонное депо, но здание всё ещё принимало поезда.
В 1974 году, когда со склона сошли несколько крупных оползней. Последний из них не только перекрыл железную дорогу, но и опрокинул трамвай, который оказался на его пути. Это событие стало решающим в дальнейшей судьбе всех маршрутов с Казанского вокзала. Вокзал закрыли, железнодорожное полотно разобрали. Здание постепенно опустело — из него сначала уехали сотрудники, а потом и студенты.
После закрытия в стенах Казанского вокзала снимали сцены сериала «Хождение по мукам» (1977 г.). Также вокзал можно увидеть в фильме "Мать" с Инной Чуриковой в главной роли. Про этот путь писал и Леонид Николаевич Андреев в своём очерке "Волга и Кама" в 1902 году. В то время он гостил в Арзамасе у Максима Горького и был пассажиром в одном из поездов.
Новая жизнь Ромодановского вокзала.
В течение 10 лет после признания вокзала памятником, его стены всё также пустовали, а будущее было туманным. Но в 2003 году ветшающее здание заинтересовало Владимира Крупнова, владельца компании "НоваКард". Он приобрёл бывший вокзал и отреставрировал его, вложив свои средства и душу. Владимир Анатольевич хотел вернуть зданию его первоначальный вид. Больше всего работы было с куполом — его переделывали 3 раза. Благодаря стараниям архитектора Виктора Зубкова здание получилось таким, каким его и задумывали в самом начале строительства.
от создателя NNStories.ru Татьяны Жаковой!