История и новая жизнь Ромодановского вокзала

ГОРОД
ФОТО НА ОБЛОЖКЕ: А. Голикова
Автор статьи: Анастасия Деева
Рубрика: Город
Рекордсмен по количеству фотографий закатов родного города на телефон.

Любовь к текстам жила в Анастасии с самого детства, но она хранила её для себя и десятка личных дневников. Теперь же, когда стала сммщиком и написала детскую книжку, Насте захотелось писать обо всём и помогать людям делиться с миром их проектами и мыслями. Особенно на любимой земле.
Оползни, штольни, билет в Украину, санитарные отряды, серебряная медаль Всемирной выставки, признание журнала Forbes и производство пластиковых кард всё это история забытого многими сегодня железнодорожного вокзала в Нижнем Новгороде. Давайте вместе с вами купим 1 билет в прошлое и прокатимся по рельсам-призракам в любимом парке Швейцария.

“Вчера мы посетили окраину Благовещенской слободы, где заканчивается постройка железнодорожного вокзала. Повсюду копошатся группы рабочих. На косогоре работают арестанты под наблюдением тюремных смотрителей. Большая часть мостовых работ вокруг вокзального здания покончены и производится заливка тротуаров и платформ асфальтом," — такая запись в первых числах сентября 1900 года появилась на страницах газеты "Нижегородский листок".*


Сегодня в Нижнем Новгороде существует лишь один железнодорожный вокзал, который был открыт 2 августа 1862 года и стал конечным пунктом для Московско-Нижегородской железной дороги. Но у нас на руках билет совсем от другой дороги, которая украсила правый берег Оки и соединила наш город с Мордовией и Поволжьем. Вокзал появился в начале прошлого столетия, после предложения о его строительстве на Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1896 году**. Рельсы давно стали историей, но здание самого вокзала работает и в наше время. И уже через 10 минут вы станете ещё ближе к истории родного города. Поехали?


* из книги, посвящённой истории Ромодановского вокзала и Тимирязево-Нижегородской линии Московско-Казанской железной дороги.

** какие ещё важные изменения эта выставка принесла в наш город, можно почитать здесь.

Сегодня в парке Швейцария, кажется, есть всё: детские игровые зоны, площадки для собак, беговые дорожки и огромное количество мест, где можно посидеть и насладиться спокойствием и завораживающими видами на нижнюю часть города, даже аквапарк в тесном соседстве. И, если не знать историю этого места, трудно поверить, что ещё 48 лет назад вдоль всего склона была проложена самая настоящая железная дорога. В начале прошлого века она соединяла площадь города и посёлок Мызу, который в то время ещё не был частью Нижнего Новгорода. Для строительства вокзала выбрали достаточно опасное и не самое удобное место, а сама дорога была сложная, но проект всё равно решили осуществить. Сейчас расскажу, почему так было, но сначала давайте знакомиться.


История вокзала и его названия.

Проект вокзала был представлен 11 мая 1900 года перед Нижегородской Думой инженером Толмачёвым. Утвердили его 27 июля того же года журнальным постановлением Комитета Управления по сооружению железной дороги. К сожалению, автор проекта остался неизвестным, а вот история названия вокзала сохранилась.

Вокзал был построен в 1904 году на улице Черниговской. Он переименовывался 3 раза, и каждое название зависело от направления следования поездов.

Посёлок Ромоданово в Мордовии, который получил такое название от фамилии князей Ромодановских, владельцев села, стал первым именем.
В 1937 году вокзал стал называться Арзамасским, потому что появились маршруты до Арзамаса, Кудьмы, Рузаевки, Павлово и станции "Металлист". А ещё спустя 20 лет поезда стали ходить в Казань. Именно этот город стал последним историческим названием вокзала. Площадь, на которой был построен вокзал и сегодня носит одноимённое название.

Особенности выбора место для вокзала.


С одной стороны находилась река, которая во время весенних паводков угрожала затопить рельсы и приостановить движение поездов. С другой стороны по всей длине путей вверх убегала высокая гора, которая славилась своими оползнями. Именно один из таких сильных обвалов перенёс открытие вокзала на 2 года.

Но место для здания выбрали не из-за любви к экстриму, а из-за близкого расположения к пристани, где происходила погрузка муки на суда с мельниц предпринимателей Башкировых и Дягтерёвых. Также в то время улица Черниговская была местом активной торговли и скопления магазинов и аптек. Ещё одной причиной прокладывания рельс в этом месте стала возможность отложить строительство второго моста через реку для выполнения тех же целей.


Сложность места на вокзальной площади также вводила ограничения на количество железнодорожных путей. Для пассажирских поездов одной посадочной станции было достаточно, но для выгрузки товаров места было крайне мало. Тогда было принято решение перенести все действия с товарными поездами на соседнюю станцию Кудьма.

В 1907 году с Ромодановского вокзала ходили 2 поезда.

Почтовый поезд №3 из Нижнего Новгорода в Тимирязево. В полдень он приезжал на вокзал, а через 3 часа отправлялся в обратный путь. Скорость движения по этой дороге была совсем невысокая — 35 вёрст в час (примерно 37,5 км/ч), поэтому пассажиры находились в пути более 12 часов.

Второй почтовый поезд №7 имел менее удобный график. На вокзал он прибывал в 22:00, а отправлялся в пункт назначения только ранним утром, около 5 часов. Из-за этого люди, которые хотели доехать на этом поезде в Пензу, были вынуждены ночевать прямо на вокзале.

Если посмотрите на схему, то увидите линию вдоль всего правого берега Оки — это и есть железная дорога. В то время ещё не было парка Швейцария, не было огромного количества домой выше на берегу, но уже тогда пассажиры отмечали красоту этого места.

"Мне впервые пришлось ехать в вагоне по окскому косогору. Поезд идет, что называется, шагом. На проезд до Мызы потребовалось больше получаса. Для любителей сильных ощущений переезд весьма любопытный. Кажется, вот-вот малейшая потеря равновесия, и весь поезд кувырком-кувырком с почти отвесной нескольких десятков сажен кручи в Оку. Зато виды могут удовлетворить даже избалованного туриста…" такая статья появилась в газете Волгарь, в которой рассказывали о впечатлении первых пассажиров новой дороги.

Схема движения поездов от станции Нижний Новгород до Мызы
За всеми удобствами вокзала и возможностью посещать новые места скрывалась большая проблема — крутой склон. Оползни, которые были для него не редкостью, беспокоили создателей дороги. И тогда было принято решение рыть дренажные штольни.

Штольня — горизонтальное углубление в земле, которое необходимо для сбора и вывода воды на большой глубине. На участке от Ромодановского вокзала до станции Мыза вручную было создано 39 штолен. Самая крупная штольня уходит вглубь холма на 1600 метров.

В наше время некоторые штольни ещё можно найти в парке Швейцария, если спуститься на средний уровень.

За всеми удобствами вокзала и возможностью посещать новые места скрывалась большая проблема — крутой склон. Оползни, которые были для него не редкостью, беспокоили создателей дороги. И тогда было принято решение рыть дренажные штольни.

Штольня — горизонтальное углубление в земле, которое необходимо для сбора и вывода воды на большой глубине. На участке от Ромодановского вокзала до станции Мыза вручную было создано 39 штолен. Самая крупная штольня уходит вглубь холма на 1600 метров.

В наше время некоторые штольни ещё можно найти в парке Швейцария, если спуститься на средний уровень.

А пока предлагаю совершить виртуальную прогулку по одной из таких штолен, чтобы погрузиться в атмосферу прошлого и рабочей жизни строителей этого места.

Все усилия и желания сохранить эту железную дорогу оказались тщетны. В 1961 года через Оку был построен Сартаковский мост, который к тому моменту уже взял на себя бОльшую часть обязанностей. Именно с него начали ходить поезда дальнего следования, а с Ромодановского (Казанского) вокзала отправлялись только пригородные маршруты, которые помогали добираться жителям города на свои дачи. Из-за снижения активной жизни в этом месте, часть вокзала оказалась невостребованной. В итоге её отдали студентам-железнодорожникам.


В 1965 году с вокзала убрали локомотивное и вагонное депо, но здание всё ещё принимало поезда.


В 1974 году, когда со склона сошли несколько крупных оползней. Последний из них не только перекрыл железную дорогу, но и опрокинул трамвай, который оказался на его пути. Это событие стало решающим в дальнейшей судьбе всех маршрутов с Казанского вокзала. Вокзал закрыли, железнодорожное полотно разобрали. Здание постепенно опустело — из него сначала уехали сотрудники, а потом и студенты.


После закрытия в стенах Казанского вокзала снимали сцены сериала «Хождение по мукам» (1977 г.). Также вокзал можно увидеть в фильме "Мать" с Инной Чуриковой в главной роли. Про этот путь писал и Леонид Николаевич Андреев в своём очерке "Волга и Кама" в 1902 году. В то время он гостил в Арзамасе у Максима Горького и был пассажиром в одном из поездов.

В 1993 году году здание вокзала включили в список архитектурных памятников регионального значения.

Новая жизнь Ромодановского вокзала.


В течение 10 лет после признания вокзала памятником, его стены всё также пустовали, а будущее было туманным. Но в 2003 году ветшающее здание заинтересовало Владимира Крупнова, владельца компании "НоваКард". Он приобрёл бывший вокзал и отреставрировал его, вложив свои средства и душу. Владимир Анатольевич хотел вернуть зданию его первоначальный вид. Больше всего работы было с куполом — его переделывали 3 раза. Благодаря стараниям архитектора Виктора Зубкова здание получилось таким, каким его и задумывали в самом начале строительства.


В итоге этот труд был отмечен бронзовым дипломом 13-го международного фестиваля «Зодчество-2005».

Вокзал также получил признание журнала Forbes и стал самым красивым зданием в мире, внутри которых располагается производство.

Компания "НоваКард" и сегодня располагается в этом здании. Если вы захотите поближе познакомиться с бывшим вокзалом, то отправляйтесь под метромост. Точный адрес — Казанская площадь, дом 1. К сожалению, внутрь никого не пускают, но вы можете с удовольствием полюбоваться зданием снаружи и попробовать представить, как вдаль от него убегали поезда, отбивая колёсами ритм нового этапа в жизни города.

Хотите создать свой медиа-проект и не зависеть от соцсетей?

Онлайн-курс "Создание медиа-проектов"

от создателя NNStories.ru Татьяны Жаковой!


25 уроков + бонусы, обратная связь

Темы:
Как создать свой сайт
Как выбрать тему своего проекта и написать контент-план
Как создавать контент: тексты, фото, видео
Как вести соцсети
Личный бренд и продвижение

+ Курс "Как брать интервью" в подарок!
Made on
Tilda