Как часто мы восхищаемся красотами других городов, в которые приезжаем туристами на несколько дней, так же редко мы замечаем удивительное рядом. В своём городе нам всё кажется привычным и обыденным, иногда даже скучным. Именно поэтому так важно прочитать эту статью и восхититься величественным героем нашего города.
В 2022 году сложно представить, что связь между двумя берегами Нижнего Новгорода может зависеть от погодных условий. Но до 1817 года перебраться из одной части города в другую можно было либо на лодке, либо прямо по реке, когда лёд накрепко вставал. Это не представляло большой сложности, потому что в городе проживало 10 000 постоянных жителей, и лодочники и паромщики прекрасно справлялись со своей работой. Изменения в привычный ритм принёс пожар.
В 1816 года загорелась ярмарка, которая в то время располагалась под стенами Макарьевского монастыря. Пожар не оставил ни следа от гостиного двора, а ярмарка переехала в Нижний Новгород. И именно по этой причине в следующем году наш город встречал огромное количество гостей, в 15 раз превышающее постоянное население. Для того, чтобы все желающие смогли посетить ярмарку, Августину Бетанкуру было поручено построить плашкоутный мост. Плашкоут — это плоскодонная барка с высокими бортами, которая могла служить как для погрузки и разгрузки судов, так и для опоры для наплавных мостов.
1 фото: Нижний Новгород, вид плашкоутного моста и городской электростанции, фото Максима Дмитриева
2 фото: Нижний Новгород, вид нагорной части города и плашкоутного моста через реку Оку, фото Максима Дмитриева
Мост стал настоящим украшением не только Нижнего Новгорода, но и всей России. Он имел 500 метров в длину и 19 метров в ширину с тротуарами на каждой стороне и стал самым длинным в стране. А ещё был окружён вниманием и любовью с самого первого момента своего появления.
10-метровые пролёты между опорами позволяли малым судам и лодкам проходить под мостом. А как приятно было ступать на деревянные половицы, которым были устелены 17 барж-пласкоутов, и любоваться гордым течением великой Оки.
Теперь у жителей появилось гораздо больше свободы гулять по родному городу. Но у такой свободы были свои ограничения.
В архивах сохранились уникальные фотографии, которые были сделаны 30 октября 1932 года. К сожалению, автор остался неизвестным. Зато в изящных силуэтах массивных опор и арок мы узнаём будущий Канавинский мост. Правда, он прекрасен?
1 фото из книги «Неизвестный Нижний».
2 фото: автор неизвестен.
В период гражданской войны возведение постоянной дороги между двумя берегами оказалось особенно актуально, потому что Нижний Новгород стал прифронтовым городом. Первые строительные работы по возведению будущего моста начались ещё в 1929 году. За проект отвечали 3 архитектора — А. В. Щусев, П. В. Помазонов, Н. А. Французов и 1 инженер — А. В. Крылов.
Своё имя мост получил в честь Николая Ивановича Пахомова, который в тот момент был председателем губисполкома в Нижнем Новгороде. Однако в 1938 г. его арестовали и приговорили к расстрелу, поэтому мост спешно переименовали. До 1965 года он носил имя Окский, пока не обрёл своё настоящее название — Канавинский.
Не смотря на всю прозрачность истории первого нижегородского моста, сам он нередко прячется за густым туманом. И именно эта низкая облачность помогла мосту спрятаться от бомбардировок немецких войск во время Второй Мировой войны. Предлагаю остановиться на мгновение и полюбоваться его утренней смущённостью.
1 фото: Илья Ушенин.
2 фото: Дима Четыре.
3 фото: пользователь @NotEmpty на picabu.ru
Канавинский мост опирается на 6 арок. Он давно перестал быть разводным, но это не мешает ему пропускать крупные судна во 2 и 3 пролётах со стороны правого берега. Ширина таких пролётов равна 120 метрам, а высота от расчётного уровня находится в пределах от 16,7 м до 23,3 м. Сам мост имеет 6 полос для двустороннего движения машин и небольшие тротуары по обе стороны. Длина Канавинского моста составляет 795,5 метров, а ширина — 23,6 метра.
За всё время существования моста было 3 крупных реконструкции: 1968-1972 г., 1995-1996 г. и в 2010 году, когда с моста убрали трамвайные пути.
Канавинский мост — почётный житель Нижнего Новгорода. Он может нашептать и про звуки разрывающихся бомб, и про шуршащий стук трамвайных колёс, и про густые туманы. Но больше всего он любит показывать.
Под тихий шелест волн Оки вы увидите ярко-жёлтый собор Александра Невского и завораживающий футбольный стадион, великое соединение Оки и Волги и длинную набережную, на которой играют музыканты и отдыхают летом на газоне жители и гости города. Стоя на мосту, вы увидите кремль и набережную Федоровского, которая особенно ослепительна в тёмное время суток. Вы сможете полюбоваться на мужской Благовещенский монастырь XIV века и на метромост. Ближе к нижней части города открывается вид на гребнёвские пески. В 1970-80 годах со стороны Заречной части города в этом месте находился прекрасный пляж, на который специально привозили песок и даже ставили детскую горку. Но потом он зарос и превратился в волшебный лесной остров.
Последнее фото: Духник Никита.
Мост покажет вам и ярмарку, которая и стала причиной его появления. Вы можете видеть её на фотографии ниже. Прекрасное жёлтое здание, которое тоже хранит немало историй и секретов.
Самый первый и самый старый мост в Нижнем Новгороде раскрыл вам свои тайны. Теперь вы знаете так много из его истории, что с удовольствием сможете поделиться ими с друзьями, вновь и вновь оживляя прошлое своего города.
от создателя NNStories.ru Татьяны Жаковой!