История единственного разводного моста в Нижнем Новгороде

ГОРОД
ФОТО НА ОБЛОЖКЕ: Сергей Булатов
Автор статьи: Анастасия Деева
Рубрика: Город
Рекордсмен по количеству фотографий закатов родного города на телефон.

Любовь к текстам жила в Анастасии с самого детства, но она хранила её для себя и десятка личных дневников. Теперь же, когда стала сммщиком и написала детскую книжку, Насте захотелось писать обо всём и помогать людям делиться с миром их проектами и мыслями. Особенно на любимой земле.
Пожар, платный проезд, зависимость от времени года, развод моста, первый трамвай и военные обстрелы — всё это история известного сегодня Канавинского моста. Давайте вместе с вами запрыгнем в воздушный шар Жюля Верна и с высоты посмотрим на историю этого места.
Нижний Новгород. Вид на Сафроновскую площадь на переднем плане и на заречную часть города, около 1895,
фото: Максим Дмитриев

Как часто мы восхищаемся красотами других городов, в которые приезжаем туристами на несколько дней, так же редко мы замечаем удивительное рядом. В своём городе нам всё кажется привычным и обыденным, иногда даже скучным. Именно поэтому так важно прочитать эту статью и восхититься величественным героем нашего города.


В 2022 году сложно представить, что связь между двумя берегами Нижнего Новгорода может зависеть от погодных условий. Но до 1817 года перебраться из одной части города в другую можно было либо на лодке, либо прямо по реке, когда лёд накрепко вставал. Это не представляло большой сложности, потому что в городе проживало 10 000 постоянных жителей, и лодочники и паромщики прекрасно справлялись со своей работой. Изменения в привычный ритм принёс пожар.


В 1816 года загорелась ярмарка, которая в то время располагалась под стенами Макарьевского монастыря. Пожар не оставил ни следа от гостиного двора, а ярмарка переехала в Нижний Новгород. И именно по этой причине в следующем году наш город встречал огромное количество гостей, в 15 раз превышающее постоянное население. Для того, чтобы все желающие смогли посетить ярмарку, Августину Бетанкуру было поручено построить плашкоутный мост. Плашкоут — это плоскодонная барка с высокими бортами, которая могла служить как для погрузки и разгрузки судов, так и для опоры для наплавных мостов.

1 фото: Нижний Новгород, вид плашкоутного моста и городской электростанции, фото Максима Дмитриева

2 фото: Нижний Новгород, вид нагорной части города и плашкоутного моста через реку Оку, фото Максима Дмитриева

Мост стал настоящим украшением не только Нижнего Новгорода, но и всей России. Он имел 500 метров в длину и 19 метров в ширину с тротуарами на каждой стороне и стал самым длинным в стране. А ещё был окружён вниманием и любовью с самого первого момента своего появления.

10-метровые пролёты между опорами позволяли малым судам и лодкам проходить под мостом. А как приятно было ступать на деревянные половицы, которым были устелены 17 барж-пласкоутов, и любоваться гордым течением великой Оки.


Теперь у жителей появилось гораздо больше свободы гулять по родному городу. Но у такой свободы были свои ограничения.




Автор: С. Фридлянд
Источник: Журнал "Чудак" №37, сентябрь 1929

Пройти по мосту действительно мог любой, но не просто так и не всегда.
За каждую такую прогулку пешеход должен был отдать 2 копейки, а с конной повозки требовали и вовсе 25 копеек. Например, в среднем провинциальном городе в то время за 23 копейки можно было купить десяток яиц, а литр молока стоил 1 рубль.

Кроме оплаты мост зависел от погодных условий. Его собирали только после весеннего половодья и разбирали, когда на реке вставал лёд. Крайние части моста крепились капитально и были неподвижны, а средняя часть оставалась манёвренной. Именно благодаря ей в Нижнем Новгороде некоторое время существовал разводной мост, который пропускал большие суда по ночам.
Фото: из архива редакции «Нижегородская правда»
8 мая 1896 года по мосту пустили первый в России городской пассажирский трамвай с постоянным режимом работы. Причиной тому стало открытие Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки в том же году. Трамвайное движение было необычным, потому что разные линии имели разных владельцев. Это сказывалось на ширине колеи и на оплате за проезд.

Например, стоимость по сименсовской линии была 10 копеек. А поездка в первом классе на гартмановских трамваях и фуникулёрах составляла всего 5 копеек. Для некоторых категорий граждан были установлены льготы и запреты на проезд, но об этом расскажет другая статья. А я предлагаю посмотреть на причины, по которым главы города и предприниматели писали обращение к императору о возведении стационарного постоянного моста.

Схема трамвайных линий в 1896 году. Источник - Википедия.
Фото: из архива редакции «Нижегородская правда»




За красотой и удобством пантонной переправы скрывалась кропотливая работа. Мост приходилось ремонтировать каждые 10 лет из-за часто прогнивающих досок. Кроме того, демонтаж моста на зимний период и весеннее половодье значительно сокращал связь жителей с противоположной стороной города и доставлял неудобство в транспортировке конструкции самого моста на зимовку. Все эти факторы требовали перемен, о которых и говорили в Думе Нижнего Новгорода. Но начало 20 века с его военными событиями и революцией отдаляли решение этого вопроса. Плашкоутный мост продолжал выполнять свои задачи, пока в 1920 году не было принято окончательного решения о его замене. Однако строительство началось только спустя 10 лет.

За красотой и удобством пантонной переправы скрывалась кропотливая работа. Мост приходилось ремонтировать каждые 10 лет из-за часто прогнивающих досок. Кроме того, демонтаж моста на зимний период и весеннее половодье значительно сокращал связь жителей с противоположной стороной города и доставлял неудобство в транспортировке конструкции самого моста на зимовку. Все эти факторы требовали перемен, о которых и говорили в Думе Нижнего Новгорода. Но начало 20 века с его военными событиями и революцией отдаляли решение этого вопроса. Плашкоутный мост продолжал выполнять свои задачи, пока в 1920 году не было принято окончательного решения о его замене. Однако строительство началось только спустя 10 лет.

В архивах сохранились уникальные фотографии, которые были сделаны 30 октября 1932 года. К сожалению, автор остался неизвестным. Зато в изящных силуэтах массивных опор и арок мы узнаём будущий Канавинский мост. Правда, он прекрасен?



1 фото из книги «Неизвестный Нижний».

2 фото: автор неизвестен.

В период гражданской войны возведение постоянной дороги между двумя берегами оказалось особенно актуально, потому что Нижний Новгород стал прифронтовым городом. Первые строительные работы по возведению будущего моста начались ещё в 1929 году. За проект отвечали 3 архитектора — А. В. Щусев, П. В. Помазонов, Н. А. Французов и 1 инженер — А. В. Крылов.

2 апреля 1933 года, в прекрасном городе Горьком, обнимающем Оку с двух сторон, появился Пахомовский мост на месте привычной жителям пантонной переправы.

В день открытия мост уверенно соединял 2 половины города, но ещё не принял окончательный вид. После этого был проведён ряд работ по созданию подъездных путей и покрытию проезжей части.
Вскоре по рельсам звонко застучал любимый символ горьковчан — трамвай. До 2010 года городские вагончики были верными спутниками горожан на их ежедневном пути. Пассажиры имели удивительную возможность наслаждаться видами города, который открывался перед ними во всей своей красе каждый раз, когда под любимый перестук колёс трамвай выезжал на Пахомовский мост.

Своё имя мост получил в честь Николая Ивановича Пахомова, который в тот момент был председателем губисполкома в Нижнем Новгороде. Однако в 1938 г. его арестовали и приговорили к расстрелу, поэтому мост спешно переименовали. До 1965 года он носил имя Окский, пока не обрёл своё настоящее название — Канавинский.


Не смотря на всю прозрачность истории первого нижегородского моста, сам он нередко прячется за густым туманом. И именно эта низкая облачность помогла мосту спрятаться от бомбардировок немецких войск во время Второй Мировой войны. Предлагаю остановиться на мгновение и полюбоваться его утренней смущённостью.

1 фото: Илья Ушенин.

2 фото: Дима Четыре.

3 фото: пользователь @NotEmpty на picabu.ru

Канавинский мост опирается на 6 арок. Он давно перестал быть разводным, но это не мешает ему пропускать крупные судна во 2 и 3 пролётах со стороны правого берега. Ширина таких пролётов равна 120 метрам, а высота от расчётного уровня находится в пределах от 16,7 м до 23,3 м. Сам мост имеет 6 полос для двустороннего движения машин и небольшие тротуары по обе стороны. Длина Канавинского моста составляет 795,5 метров, а ширина — 23,6 метра.


За всё время существования моста было 3 крупных реконструкции: 1968-1972 г., 1995-1996 г. и в 2010 году, когда с моста убрали трамвайные пути.



Фото: Никита Духник

Канавинский мост — почётный житель Нижнего Новгорода. Он может нашептать и про звуки разрывающихся бомб, и про шуршащий стук трамвайных колёс, и про густые туманы. Но больше всего он любит показывать.


Под тихий шелест волн Оки вы увидите ярко-жёлтый собор Александра Невского и завораживающий футбольный стадион, великое соединение Оки и Волги и длинную набережную, на которой играют музыканты и отдыхают летом на газоне жители и гости города. Стоя на мосту, вы увидите кремль и набережную Федоровского, которая особенно ослепительна в тёмное время суток. Вы сможете полюбоваться на мужской Благовещенский монастырь XIV века и на метромост. Ближе к нижней части города открывается вид на гребнёвские пески. В 1970-80 годах со стороны Заречной части города в этом месте находился прекрасный пляж, на который специально привозили песок и даже ставили детскую горку. Но потом он зарос и превратился в волшебный лесной остров.

Последнее фото: Духник Никита.

Мост покажет вам и ярмарку, которая и стала причиной его появления. Вы можете видеть её на фотографии ниже. Прекрасное жёлтое здание, которое тоже хранит немало историй и секретов.


Самый первый и самый старый мост в Нижнем Новгороде раскрыл вам свои тайны. Теперь вы знаете так много из его истории, что с удовольствием сможете поделиться ими с друзьями, вновь и вновь оживляя прошлое своего города.

Фото: Дима Четыре

Хотите создать свой медиа-проект и не зависеть от соцсетей?

Онлайн-курс "Создание медиа-проектов"

от создателя NNStories.ru Татьяны Жаковой!


25 уроков + бонусы, обратная связь

Темы:
Как создать свой сайт
Как выбрать тему своего проекта и написать контент-план
Как создавать контент: тексты, фото, видео
Как вести соцсети
Личный бренд и продвижение

+ Курс "Как брать интервью" в подарок!
Made on
Tilda