Город в городе: что впервые в мире было представлено на Нижегородской ярмарке и Всероссийской промышленной выставке

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
АВТОР: Елена Митягина
ФОТО НА ОБЛОЖКЕ: Никита Духник
Это сейчас Нижегородская ярмарка представляет собой главный ярмарочный дом и несколько безликих павильонов, в которых проводятся выставки, фестивали и расположены какие-то магазины. А чуть более века назад в это место съезжались купцы из разных стран, чтобы продавать уникальные товары, а российские умельцы демонстрировали свои достижения, которыми восхищался весь мир. Специально к 200-летнему юбилею открытия Нижегородской ярмарки мы собрали коллекцию самых-самых вещей, которые впервые были презентованы на главном российском торжище.

Маленькая Венеция
С середины XVI века ярмарка располагалась у Макарьевского монастыря. В 1816 году произошел крупный пожар, после которого торговлю было решено перенести в Нижний Новгород. Кроме того, количество купцов с каждым годом увеличивалось, и у стен монастыря со временем стало тесновато. А поскольку нынешняя столица Приволжья имеет очень выгодное расположение на слиянии двух крупных рек, новую ярмарку стали возводить именно на Стрелке.
Строительством ярмарки руководили выдающийся российский государственный деятель, ученый, архитектор, строитель, инженер-механик Августин Бетанкур (испанец) и французский архитектор Огюст Монферран. Бетанкур отвечал за возведение ярмарочного комплекса, Монферран – за Спасский собор. Чуть позже он возвел в Петербурге Исаакиевский собор – брата-близнеца Спасского, но в более грандиозных масштабах.
Именно Бетанкур предложил в качестве места расположения ярмарки Стрелку, покрытую множеством озёр и заболоченных низин с протоками. Он хотел создать систему искусственных каналов, по которым с крупных рек могли заходить корабли с товарами прямо к прилавкам. По весне во время паводка вода разливалась и затапливала практически всю прибрежную территорию. Перемещались люди на лодках, словно в гондолах по каналам Венеции.
Правительство выделило на строительство ярмарочного комплекса 6 млн рублей. Строительство шло ударными темпами, и уже к 1822 году был построен основной комплекс торжища для первых торговцев и покупателей. Строительство торгового городка активно продолжалось в течение 19 века, в том числе и на деньги самих купцов, на средства которых был выстроен собор Александра Невского.
Цифры
  • Площадь ярмарки занимала около 150 гектаров и считалась практически самостоятельным городом с восемью площадями и 30 улицами. Главный ярмарочный дом окружали 60 двухэтажных каменных корпусов, в которых размещалось 2 500 лавок. Вокруг корпусов каждый год к открытию очередного торгового сезона строились деревянные помещения, в которых располагалось ещё порядка 2 800 лавок.
  • Площадь ярмарки занимала около 150 гектаров и считалась практически самостоятельным городом с восемью площадями и 30 улицами. Главный ярмарочный дом окружали 60 двухэтажных каменных корпусов, в которых размещалось 2 500 лавок. Вокруг корпусов каждый год к открытию очередного торгового сезона строились деревянные помещения, в которых располагалось ещё порядка 2 800 лавок.
Что продавали
На знаменитую во всем мире Нижегородскую ярмарку съезжались купцы со всего света: из Европы, Османской империи, Персии, стран Средней Азии, Индии и Китая. На продажу везли инструменты, часы, сукно, краски, шёлковые и хлопчатобумажные ткани, пушнину, бирюзу, хлопок, пряжу, шёлк, жемчуг, фарфор. На торжище модно было купить вина, кофе, чай, орехи, сухофрукты и многое другое.

Впервые в Нижнем
Нижегородская ярмарка в 19 веке стала местом сосредоточения всех технических и промышленных новшеств. Здесь впервые в России состоялась демонстрация киноаппарата, заработал телефон, пустили первые трамваи и фуникулеры, а также построили первую в Европе канализацию. Но обо всем по порядку.
Первый мост
20 июля 1817 состоялось торжественное открытие ярмарки в Нижнем Новгороде. Специально к открытию крупного торжища на водоемах была выстроена система мостов. 10 июля заработал первый наплавной мост через Оку к будущему торговому городку. Длина его превышала полкилометра, он считался самым длинным мостом в России. Вся гидротехническая система Нижегородской ярмарки была под стать царским резиденциям в Царском Селе и Петергофе.
«Петербург — голова России, Москва — её сердце, а Нижний — карман».
Канализация
Нижний Новгород стал первым городом не только в России, но и во всей Европе, где построили канализацию. Для этого осушили местность, обустроили канавы для сточных и провели сводчатую канализацию. Она представляла собой длинный каменный коридор под землей, вдоль одной из стен которого пролегал желоб, который снабжался водой из обводного канала благодаря специальной трубе. Вдоль желоба располагались перегородки, пространство между которыми было оборудовано писсуарами. Первая в Европе канализация по сути своей являлась огромным общественным туалетом. Это было поистине уникальное сооружение. В Париже нечто подобное появилось лишь спустя годы.
В 1896 году вблизи Нижегородской ярмарки состоялась ХVI Всероссийская промышленная и художественная выставка, к которой город готовился тщательнейшим образом. На ней были продемонстрированы лучшие достижения российской промышленности: 9 700 экспонатов, которые расположились в 120 павильонах.
Первый русский автомобиль
Впервые в стране там был представлен первый русский серийный автомобиль. Двигатель и трансмиссию изготовили на заводе конструктора Евгения Яковлева, а корпус, ходовую часть и колеса — на фабрике российского изобретателя немецкого происхождения Петра Фрезе.
Запаса бензина автомобиля хватало на 10 часов, машина имела две передачи – переднюю и холостую, а также два тормоза – ножной и ручной и деревянные колеса с цельными резиновыми шинами. Скорость автомобиль мог развивать по нынешним меркам смешную – до 20 км/ч. Его выпускали до 1910 года, пока Фрезе не продал свою фабрику в Петербурге Русско-Балтийскому заводу, который переоборудовал цеха под станцию технического обслуживания.

Ротонда Шухова
Владимир Шухов вошел в историю как изобретатель первых в мире гиперболоидных конструкций и металлических сетчатых оболочек строительных конструкций. Для Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде Шухов построил восемь павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатых оболочек, а также первое в мире перекрытие в виде стальной мембраны, именуемой Ротондой Шухова. Также руке создателя принадлежит первая в мире гиперболоидная башня, выкупленная после выставки меценатом Нечаевым-Мальцовым и перенесенная в его имение Полибино в Липецкой области. Кстати, она там сохранилась до настоящего времени.
Гусеничный трактор Блинова
Изобретатель-самоучка Федор Блинов получил в 1879 году патент на изобретение первого в России гусеничного трактора. С 1881 года в течение семи лет он строил самоход на гусеничном ходу, который и презентовал миру в 1896 году на ярмарке. В его изобретении была установлена паровая машина мощностью 12 лошадиных сил, а скорость самоход развивал до 3,2 км/час. Трактор должен был перевозить грузы по шоссейным и грунтовым дорогам. Федор Блинов потратил на свое детище 10 000 рублей, немыслимые по тем временам деньги. Он надеялся встретить на выставке спонсора, который бы взялся изготавливать трактор фабричным путем. Но никто из промышленников России не заинтересовался изобретением. Блинову лишь вручили похвальную грамоту «За трудолюбие».

Фёдор Абрамович Блинов

Трамвай
Электрические трамваи в Нижнем Новгороде начали свое движение 8 (по новому стилю 20) мая 1896 года. Событие это было также приурочено к открытию Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки. Трамвайных линий выстроили три. Первая была проложена вокруг места проведения Всероссийской выставки и являлась узкоколейной – ширина рельсов достигала всего 750 миллиметров. Имелся специальный вагон для императорской семьи. После выставки рельсы демонтировали. Вторая линия проходила через плашкоутный мост на нынешнюю Рождественскую. И третья линия состояла из двух частей. Одна связывала Нижегородский кремль с современной площадью Горького и проходила через сегодняшнюю Большую Покровскую. Далее заворачивала она на Малую Покровскую и уходила к Смирновскому саду, где сейчас стоит гостиница Azimut. Вторая часть трамвайной линии шла от Скобы до моста. Все линии, кстати, были однопутными, и для того, чтобы вагоны могли пропускать друг друга, построили специальные разъезды.
Фуникулеры
Строительство фуникулеров приурочили к проведению Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года. Кремлевский элеватор соединял конечную станцию трамвайной ветки, проходившую по улице Рождественской от съезда с плашкоутного моста до Скобы, с трамвайной линией, которая вела из кремля по Большой Покровской через Малую Покровскую и далее по Похвалинской улице к Смирновскому саду. Общая длина линии Кремлевского элеватора составляла 133,12 метра, время в пути – полторы минуты. Фуникулер не требовал электричества и работал за счет силы тяжести. В каждом вагоне были установлены емкости для воды. Когда один вагончик поднимался вверх, его наполняли, а в том, что опускался, жидкость сливалась. Тяжелый верхний опускался вниз, а легкий нижний поднимался. С другой стороны улицы Рождественской, где сейчас находится Канавинский мост, располагался второй фуникулер – Похвалинский. Работал он по той же системе. Прекратили свою работу они в 1926 и 1927 году соответственно в связи с развитием в городе трамвайной сети.

Хотите создать свой медиа-проект и не зависеть от соцсетей?

Онлайн-курс "Создание медиа-проектов"

от создателя NNStories.ru Татьяны Жаковой!


25 уроков + бонусы, обратная связь

Темы:
Как создать свой сайт
Как выбрать тему своего проекта и написать контент-план
Как создавать контент: тексты, фото, видео
Как вести соцсети
Личный бренд и продвижение

+ Курс "Как брать интервью" в подарок!
Made on
Tilda