Нижний Новгород как он есть: архитектура города XX века в одной истории
АВТОР: Анна Сорокина
ФОТО НА ОБЛОЖКЕ: Дима Четыре
Живешь ты в своем доме с детства. Стандартные 9 этажей. И всю жизнь кажется этот дом тебе серым. У меня именно такой. Часто возникал вопрос: почему они такие одинаковые на каждой улице — и этот дом, и соседний, и через дорогу?

Иногда, бывая у друзей, живущих в строении начала XX века, завидовала. Красный кирпич фасада, внутри уже нет печей, но остатки украшений вековой давности везде. Хотя зимой у них прохладно, мне все равно нравилось, дом же с историей. А еще меня раздражали краснокирпичные многоэтажки на набережной Федоровского. Даже не они сами, а их вид с другого берега реки — понаставили красных факелов.

Вы себя никогда не спрашивали — почему город с лица выглядит так, а не иначе? 16 июля 2015 в Арсенале создатель сайта «СовАрх.ру», кандидат политических наук, член Союза Краеведов России Денис Ромодин уложил в моей голове историю архитектуры родного Нижнего. После лекции «Как строился и развивался Нижний Новгород / Горький в 1920-1980-е годы» я поняла «откуда что берется».

Одно дело просто читать про архитектурные течения, совсем другое, когда теоретические основы и факты подкрепляются примерами из мест, где ты живешь. Все фотографии и улицы знакомы. Ты киваешь головой, когда согласна с рассказчиком, недоверчиво смотришь на презентацию, когда развенчивают городские мифы, которые воспринимались как факты, и удивляешься, удивляешься, удивляешься.
До революции
Дом, где живут мои друзья, начала века XX — как раз из этой серии. В это время по всей стране начали строиться рабочие городки. В Сормово тоже должен был появиться такой, но до 1917 года проект не реализовали. Мои друзья живут в подобном городке, только военном. На проспекте Гагарина есть Тобольские казармы. Фигурная кирпичная кладка у всех тридцати корпусов, предназначенных для проживания солдат и офицеров, размещения коней, служб и администрации.
Его строили по образцовым проектам, которые разрабатывали военные ведомства. Больше всего меня в этой огромной территории поражала строгая симметрия построек. И жили согласно строгой иерархии — казармы для солдат длинные трехэтажные, для офицеров здания двухэтажные и компактные. В домах младших офицеров помещались восемь семей, старшие жили по две в строении.
Сейчас здесь людей военных почти нет, с тех пор, как Зенитно-ракетное училище ПВО отсюда переехало. Но некая обособленность присутствует. Все таки стена вокруг всей территории казарм как будто отделяет квартал и от шумного проспекта Гагарина, и вообще от города.

ФОТО: Ольга Баженова

Двадцатые годы: где жить людям?
Камня не было, строить было не из чего, а жилье было нужно. И стали стремительно возводить из дерева или камышита. Сразу мне вспоминаются мои детские прогулки по Ленгородку в одноименном районе города. В 1925 году всего за 6 месяцев здесь возвели 101 дом, в 1927 добавили еще 74. Они невысокие — всего пару этажей и восемь квартир. Зато решили проблему с жильем. Так как людей было много, а места мало, то заселять квартиры по-семейному было дорого. Давали только комнату.

Люди живу здесь до сих пор. Кто-то в результате перекупки комнат, обмена, выселения и прочих «сложных» процессов советских времен, получил целую квартиру. Хотя местами в них живут по старому — комната на семью. Чаще это одинокие бабушки, которые так уже и привыкли.

ФОТО: Ольга Баженова
ФОТО: Ольга Баженова
Один директор галереи на Большой Покровской родом из Канавино, детство провел как раз на границе с Ленгородком. В его юности они ходили «стенка на стенку» — дети из новых домов с улицы Литературной и окрестностей против ребят из Ленгородка. Какие у них тогда были битвы. А он вздыхал, вспоминая свою юность, и называл нас молодежью, у которых уже такого не было.
Тридцатые и мой любимый Автозавод
А в тридцатые мы начали расти как индустриальный город — строится Автозавод. И всем людям, кто его строил, а потом и работал на автогиганте, надо было где-то жить. Автозавод как раз и есть энциклопедия стилей тридцатых. И хотя в городе традиционно считается, что у этого района не лучшая репутация, не стоит отказываться из-за этого от архитектурных знакомств.

Выхожу я у парка и сразу смотрю на кинотеатр «Мир» — бывший киноконцертный зал Автозавода. В детстве мы почему-то ездили сюда смотреть кино из Канавино. Я по долгу перед сеансами рассматривала скульптуры на фасаде — престижные профессии того времени. И хотела быть похожей, когда вырасту, на девушку со снопом колосьев, она мне казалось такой женственной.

ФОТО: Ольга Баженова
Как-то из аэропорта меня вез таксист и рассказывал, что в парке еще был кинотеатр «Родина» — детей сдавали на просмотр мультфильмов, а в углу зеленой зоны стояла пивная будка. Отцы семейства пили вкусное пиво и коротали время сеанса. Сам таксист всю жизнь прожил на автозаводе и отчего-то решил устроить мне небольшую экскурсию. Вот строчная застройка — первые дома этого района. За ними радиусный дом для передовиков производства, начальников и учителей. У таксиста оказалась там квартира — семейное достояние. Сначала там жили его бабушка с дедушкой, потом родители, а после он сам. По секрету шепнул, что слева когда-то располагалось НКВД и у дома долгие годы была не лучшая слава, хотя и жили там передовики производства. Я любовалась в вечернем свете на шахматные балкончики, выгнутой формой дома и круглыми колоннами, поддерживающими фасад. Остается ощущение легкости.

Радиусный дом — с одной стороны монументальный, как и другие стройки социализма в тридцатые годы, а с другой здесь пошло, что называется «освоение классического наследия». Перекрытия внутри, кстати, деревянные, наверное камня не хватило. А с соседней пятиэтажкой строчной застройки его связывает перемычка над междомовым проходом. Потом была война и на доме стояли зенитки.

ФОТО: Паша Савельев
В 1955 году вышло постановление правительства СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». А все почему? Людям все еще негде жить, а архитекторы увлеклись архитектурой. Те здания в Нижнем Новгороде, которые входят в «бусыгинский» квартал с огромными арками были признаны излишеством. Ведь на их месте можно было сделать квартиры.
И это то самый период, когда наладили производство панелей и силикатного кирпича. Если посмотреть на дома, которые проектируются в этом период, то они напоминают конструктор. В каждом доме блоки одинаковые, только расположены в разном порядке.

ФОТО: Паша Савельев
Если отказаться от декора, то стоимость дома снижается на 30%, а еще и от лифа, то еще 8%. И выросли у нас в городе хрущовки в пять этажей, и через десятилетие в каждом районе лепили девятиэтажки.

Моя мама, бабушка и дедушка жили в микрорайоне Гордеевка. Их дом готовили к расселению, и жители часто ходили гулять, переходя железнодорожную линию. За ней рос нынешний микрорайон Мещерское озеро. Люди говорили друг другу: «Я буду здесь жить». И действительно, в 1977 году мама и семья переехали в наш типовой дом. А старый, который готовили к расселению, все еще стоит в Гордеевке,и в нем до сих пор живут люди. Те, кто живет в этих «новых» домах, любят вспоминать, что кроме жилых зданий здесь ничего не было. В школу ходили в ту же Гордеевку, до магазина далеко, дороги заканчивались в грязи и до некоторых домов было не дойти.

ФОТО: Полина Гурьянова
Семидесятые и дома-копии
Архитектор Ефим Вулых разработал в семидесятые дома из красного кирпича, которые возводились на каркасе. Такие жилые здания не только массово стоили в столице, но и копировали в регионах. И название им дали по имени архитектора «башня Вулых».

Такие типовые дома стоят у нас на набережной Федоровского. Как красные кирпичные факелы пристроились на откосе. И что действительно не нравится — они загораживают красивые храмы.

У нас просто скопировали проект и пристроили его на набережной. Сейчас здания признают градостроительными ошибками. Кстати, старожилы рассказывают, что в одном из них в советские годы жила «культурная номенклатура» — те, кто трудился в этой сфере и занимал крупные посты.

Денис Ромодин рассказывал на лекции, что в некоторых городах страны «башни Вулых» разнообразили — украсили орнаментом, внесли дополнения. Но только не в городе Горьком. У нас город был закрытым и, вероятно, это сказалось на типовом виде башен. И при прогулке в этих местах всегда осознаешь их неуместность.

ФОТО: Дима Четыре
Восьмидесятые и «немецкий квартал»
К восьмидесятым вернулись к экспериментам. Именно тогда в Нижнем Новгороде был запроектирован и частично возведен новый “террасный” квартал в микрорайоне Мещерское озеро. По одну сторону водоема здесь стояли типовые девятиэтажки, по другую «растили» новые дома.

Его в народе называли «немецким», потому что в Магдебурге, ГДР должны были возвести схожие здания. Со специалистами из Германии проходили встречи, где обсуждали концепции и обменивались идеями. Но проектировала и строила этот комплекс национальная команда.

ФОТО: Полина Гурьянова

Возвели жилые дома, а вот общественный комплекс реализовали не полностью. Например самую большую школу в области, ныне носящую номер 176, построили. Реализовали также часть спортивного комплекса, а потом пришла перестройка. И проект приостановился. В моем детстве про школу рассказывали, что там есть подвесной мостик, который связывает 2 части здания. И у нее было немецкое посвящение — школа имени Эриха Вайнерта.

Знаете, что мне здесь больше всего нравится? Пятиэтажные дома, которые выстроены ступеньками, с палисадниками и двухэтажными квартирами внизу. А еще изолированные дворы, в каждом из них своя жизнь, свой центр, будь то фонтан или детская площадка.

ФОТО: Полина Гурьянова
На лекции показывали, как эти дома выглядят сверху. И вправду напоминает руки,которые закрывают двор внутри. Жаль, что реализован комплекс был не полностью. Но в Нижнем он почти легендарный, потому что не похож на другие.

Город меняется и сейчас у нас новый век, новые взгляды, и новые дома. В 90-е нижегородская архитектура считалась самой перспективной и интересной в стране. Но это другая история и другие архитекторы.

После лекции в голове складывается картинка истории родного города, не только в людях, но и в домах. Хочется больше бродить, рассматривать здания, искать детали, сравнивать с другими постройками и удивляться, удивляться, удивляться.

Хотите создать свой медиа-проект и не зависеть от соцсетей?

Онлайн-курс "Создание медиа-проектов"

от создателя NNStories.ru Татьяны Жаковой!


25 уроков + бонусы, обратная связь

Темы:
Как создать свой сайт
Как выбрать тему своего проекта и написать контент-план
Как создавать контент: тексты, фото, видео
Как вести соцсети
Личный бренд и продвижение

+ Курс "Как брать интервью" в подарок!
Made on
Tilda