10 поводов посетить усадьбу Рукавишниковых

ГОРОДСКИЕ СЮЖЕТЫ
АВТОР: Инна Москальчук
ФОТО: Алексей Шевченко
На лепных амурах у входа в усадьбу Рукавишниковых остроконечные шапки из выпавшего снега. Снег на плечах атлантов, которые поддерживают балкон второго этажа. О красоте и возвышенности этого дворца на Верхне-Волжской набережной, который окрестили нижегородским Эрмитажем, сказано немало. Усадьба, особняк, дворец, реже всего дом. Желал ли сам Рукавишников, чтоб здание, которое он возводил с такой одержимостью, стало домом для его семьи? Мало верится.




Жемчужиной архитектуры, историческим достоянием, но никак не домом. Три этажа, 50 комнат, в которых почти все проходные. В нем сложно было уединиться, и те, кто тут жил, искали для себя свой уголок уюта и спокойствия.

И может потому хочется немного отойти от этой возвышенной, холодной, даже в чем-то безликой красоты и отыскать в усадьбе потайные закоулки, его настоящие жемчужины, которые наполняют дом уникальностью, делают его особенным и неповторимым.

Я постаралась собрать эти жемчужинки в своеобразный маршрут прогулки по этому родовому имению. Чтобы в следующий раз, когда вы тут побываете, захотелось рассказать, запомнить, запечатлеть на фото что-то по-настоящему особенное и уникальное.

  1. Львиная комната и сейф в человеческий рост
Три окна в одной стене, три окна с цельными стеклами. Напротив среднего окна камин, черный, мраморный, и он украшен черною мраморною головой льва. Этот лев злой, зубы его оскалены. Черным мрамором охвачена вся комната снизу до высоты пояса. Единственная дверь, тяжелая, черного дерева, блестящая. Обе створки ее плотно закрыты, и с них смотрят в комнату рожи черных стариков.

Над черным поясом мрамора тяжелые алебастровые орнаменты серо-красного цвета, сплошь до потолка. А в углах, близко к потолку, громадные головы львов. Эти львы угрюмые, в крепко сжатых пастях своих они держат гирлянды цветов. А тяжелый серо-красный потолок на серо-красных стенах давит и их. От закрытой двери мимо стола в дальний угол, под львиной головой шкаф железный вделан в стену, искусно окрашенный.
Иван Рукавишников «Проклятый род»



Рабочий кабинет хозяина — самая «живая» и жилая комната особняка. Богатый парчовый халат на манекене, диван с протертой кожаной обивкой, тяжелый стол завален бумагами. Приглушенный свет. Кажется, что хозяин совсем недавно вышел, но в скором времени вернется и продолжит свои подсчеты.

В этой комнате стоит хорошо осмотреться, чтоб она раскрыла вам свои секреты. Главный из них – встроенный металлический сейф в углу. Это даже и не сейф, а настоящая комната с дверью в рост человека. В сейфе Рукавишников хранил свое богатство: деньги, ценные бумаги, фамильные драгоценности.

Интересно, что сам купец, если верить роману, не любил свой кабинет. Важные хозяйственные и строительные дела решал в столовой на втором этаже, а в кабинет захаживал изредка.

Строитель назначил той комнате быть кабинетом хозяина-дельца. Первый этаж. От парадного подъезда близко. Рядом библиотека. Шум-суета дома-дворца, если его даже полным-полно населить, пройдет мимо этого покоя.

Но не сделалась комната кабинетом хозяина. По одному своему второму этажу бегает. И в столовой, как в кабинете своем.
Иван Рукавишников «Проклятый род»
2. Дом в доме
Шпиль на крыше усадьбы указывает, где был старый дом. Его Сергей Рукавишников будто спрятал в своей царственной усадьбе во время постройки. Это одна из тайн дома, которую обязательно нужно знать. Есть много версий такого решения хозяина. Первая – Рукавишниковы были расчетливыми, и им экономически более выгодно было сохранить старый дом, надстроив вокруг него новый. Вторая более интересна — владелец усадьбы поддался на уговоры матери, которая пожелала, чтоб старый дом был сохранен.

А в своем романе Иван Рукавишников подробно рассказывает историю тетушки, которая категорически отказывалась его покидать. Тогда купец выкупил у нее часть земли и построил новый дом, сохранив целыми и невредимыми теткины комнатки с низкими потолками. В этом можно убедиться самому, так как западное крыло дворца полностью сохранило планировку старого дома.
Вот что я, тетя, надумал. Конечно, лучше вам здесь жить, коли желание ваше таково. Память и все такое. Но вот что я вам предложу: остальное место вы мне продайте. Я тут дом хочу строить. Вам же приятнее. Соседи будут. Родня. А вы здесь. Вы здесь. Не беспокойтесь. Здесь. Всегда здесь.
— Я здесь. Да.
— Вот и хорошо. Согласны? А я вам денег дам.
— Не нужно мне. Только я здесь.
Иван Рукавишников «Проклятый род»
3. Паркетный пол с секретом
Поднимаемся на второй этаж и попадаем в средних размеров проходную комнатку. Сейчас тут детская мебель и игрушки. Но она никогда не служила для Рукавишниковых детской.

Дети с нянькой жили этажом выше. Интерьер комнаты самый обычный, а вот паркет с загадкой. Стоит отойти к двери и присмотреться, как вы увидите, что обычный пол будто приподнимается и становится объемным. Такой вот современный 3D-эффект. Экскурсоводы обязательно вам укажут на эту изюминку усадьбы. А если отойти к другой двери – паркет опять меняет свой рисунок и напоминает плитку шоколада. Получается очень необычный паркетный калейдоскоп.

Реставраторы музея обнаружили старый паркет и полностью восстановили напольную мозаику в большинстве комнат усадьбы.

4. Балкон во весь этаж

Широкий балкон, главное украшение особняка держат на своих плечах четыре могучих атланта. Летом и за отдельную плату (при проведении фотосессий) некоторым счастливчикам удается попасть на балкон и насладиться прекрасным видом на Волгу, который с него открывается.

Хозяин дома специально задумал выстроить дом на Откосе, чтобы он был виден со всех сторон и чтобы его окна не упирались в здания на противоположной стороне улицы. Не исключено, что любил он с гостями прогуляться по балкону и устроить там чаепитие, любуясь прекрасным видом.
Фото: Алексей Шевченко
И бродили званые гости по дому, и понимающие дивились более непонимающих. И часто катилось, прыгало и змеей ползло слово:
— Дворец.
И шепотом, и громко, и лживо, и искренно рожденное.
И обедали. Стучали, ели, пили, говорили, к хозяину тянулись, хозяйке подобострастные речи говорили в белых стенах, где голые амуры и голые по пояс девы немые.
Иван Рукавишников «Проклятый род»
5. Дворник на крыше
Ажурная винтовая лестница ведет на чердак особняка. Рядом с лестницей фигура дворника. К чему это? – удивляются туристы и гости купеческого имения. Все дело в том, что за особняком нужен был особый уход. Рукавишниковым был нанят целый штат прислуги, а также садовник и даже дворник для крыши (!). В сильные снегопады он каждый день расчищал сугробы на крыше особняка, чтоб снег не скапливался, не подтекал и не разрушал потолки здания. Сейчас такого дворника в усадьбе нет, но при ее реставрации придумали другую хитрость – крыша дома Рукавишникова теперь с подогревом.
6. Потолок с ласточками
Некоторые говорят, что он настолько реалистичен, что на мгновение кажется, что над комнатой нет крыши и смотришь в синее небо с облаками, по которому летают ласточки. Экскурсоводы усадьбы говорят, что на месте этого потолка, должен находиться плафон, но он был утрачен. Академия художеств спасла свод бальной залы таким чудесным изображением. Другие росписи над парадной лестницей, в бальном зале были выполнены известным мастером натюрморта Фомой Тороповым. Каждая его работа в усадьбе уникальна. В Москве в Государственном историческом музее Торопов расписал свод Парадных Сеней выходящих на Красную площадь. Интересно, что в романе «Проклятый род» Рукавишников упоминает итальянца, который трудился над росписью потолков усадьбы.
Полюбился ему художник итальянец: веселый парень, чернявый, на потолке лестницы парадной, мраморной, какую-то богиню творит. На высоких-высоких подмостках лежит, красит, итальянские веселые песни поет. И тешит его художник. С ним он тут часто и обедает; красным вином запивают баранину. Потом коньяк пьют. И еще веселее запоет, еще непонятнее, чернявый итальянец, забравшись под потолок.
Иван Рукавишников «Проклятый род»
7. Зеркальный коридор

Это не выдумка — самое большое в Нижнем цельное зеркало можно увидеть в бальной зале усадьбы. Но более интересен в усадьбе зеркальный коридор над парадной мраморной лестницей. Два огромных зеркала, поддерживаемые каменными атлантами, создают иллюзию бесконечности. С древних времен зеркальный коридор считался чем-то магическим. На Святки девушки гадали, создавая коридор из двух зеркал, верили, что так можно увидеть свою судьбу и суженого.

Астрологи и маги говорят, что зеркальные коридоры используются для связи с духами, это некие порталы в иные миры. Если долго смотреть в бесконечное отражение коридора усадьбы, тоже становится немного не по себе и начинает кружиться голова, на мгновение кажется, что каменные статуи оживают.
Холодная рука белая из стены выползла, горло матери надолго сдавила. И страшны были амурам на потолке холодном круглые глаза в дубовом саркофаге, в голубом свете лампы близкой.
Иван Рукавишников «Проклятый род»
8. Каменные лики усадьбы
Правда это или городская легенда, но поговаривают, что в одну из кариатид, которые украшают стены усадьбы Рукавишниковых, влюбился нижегородский студент. Часто парня можно было встретить на Откосе, он стоял и любовался возлюбленной. Многие удивляются, как утонченным барышням и каменным атлантам удается удерживать тяжесть стен на своих плечах, но разгадка очень проста. Сергей Рукавишников самолично внимательно следил за качеством постройки, надежностью материалов.
Мы на цементе строим, на портландском. Известки у нас не сыщете. Десять рублей бочоночек. Все на цементе, все на цементе.
Иван Рукавишников «Проклятый род»
Фото: Алексей Шевченко
В романе упоминается случай, когда строители решили хозяина обмануть, подмешав к цементу известь. Тогда он в ярости сам лопатой разбил двадцать кариатид второго этажа.
Где мрамор виден, то мрамор тот настоящий и в вершок толщиною, не как теперь на заграничный манер пилят, словно картонные листы. Колонну каменную глаз видит, верь, рукой не пробуй — не зазвенит, не пустая. И в капитель колонны той верь: бронза, не картон золоченый. И в бронзе той меди и олова, сколько в старых списках сказано.
Иван Рукавишников «Проклятый род»
Когда особняк был построен и леса свалили, горожане стали ходить на гору, чтоб посмотреть на диковинку. Многих смущали обнаженные скульптуры, но равнодушных к особняку не было.
9. Фотография с привидениями

В одно время сотрудники музея-заповедника решили подготовить выставку «Три дома на откосе». В ней фигурировали дома Рукавишниковых, Сироткиных и Каменских. Редкие фото были найдены в фондах музея. Выставка успешно гастролировала по городам. А когда экспозиция вернулась обратно в усадьбу, несколько снимков украсили стены кабинета руководства музея-заповедника.

К фотографии 1936 года по началу никто особо не присматривался.
Но случилось так, что снимок таки привлек внимание и все с изумлением увидели, что из флигеля окна музея на музейных работников смотрят три жутковатые фигуры. Более подробный анализ снимка показал, что это не шторы, не отражения (призраки запечатлены на уровне второго этажа флигеля). Ретушь исключена, негатив снимка хранится в музейных фонда и он идентичен фотографии. Сотрудники убеждены, что фотографу удалось запечатлеть некие сущности, которые обитают в стенах родового поместья.
10. Сокровища и клады
Клад Рукавишниковых до сих пор не найден.

Кладоискатели на местных форумах пишут про хитрую систему тайников в стенах усадьбы, но это всего лишь догадки. Те, кому покоя не дают подобные тайны, могут посетить выставку «Особая кладовая», которая действует в особняке. Там расскажут про клады нижегородской земли, о том, кто и где находил сокровища. Покажут золотые и серебряные изделия из фондов музея, которые ранее никогда не экспонировались. Старинные ювелирные украшения, иконы, книги, церковная утварь, оружие.

Накопляли люди красоту. Подчас лживую с нашей точки зрения красоту, но красоту и силу. И правнук сидел под сводами, прадедом выведенными, на его скамье резной сидел и книгу прадедом изученную читал, и пометки его на полях видел. И меч дедовский брал, и кровавые пятна его целовал. Накопление вековое, накопление и каменная стена вокруг, вот что есть страна. Тогда воздух другой. Выросший в стенах тех человек иным воздухом дышать не может. Да и понятно. Он камень не как камень любит. В камне идея. В вещах идея.
Иван Рукавишников «Проклятый род»

Историческая справка

Глава купеческого рода Михаил Рукавишников в 1840 году купил у купца Серпиона Везломцева двухэтажный дом на Откосе. Его сын Сергей унаследовав дом, решил превратить его во дворец. Строительством заведовал приглашенный из Москвы архитектор Петр Бойков, скульптуры выполнил знаменитый художник Михаил Микешин. Дом строился с 1875 по 1877 год. В усадьбе первой в городе появилось электричество, работал лифт. В 1918 году потомки Рукавишникова организовали в здании родового имения музей. С 1959 года в доме действует Государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Капитально дом не ремонтировали более ста лет, в 1994 году здание разрушилось настолько, что музей закрыли. В 2010 году усадьбу отреставрировали и музей был открыт.

Фото: Нижний 800

Хотите создать свой медиа-проект и не зависеть от соцсетей?

Онлайн-курс "Создание медиа-проектов"

от создателя NNStories.ru Татьяны Жаковой!


25 уроков + бонусы, обратная связь

Темы:
Как создать свой сайт
Как выбрать тему своего проекта и написать контент-план
Как создавать контент: тексты, фото, видео
Как вести соцсети
Личный бренд и продвижение

+ Курс "Как брать интервью" в подарок!
Made on
Tilda