Березинская гостиница - дом, в котором снимали Жмурки
ГОРОД
Автор статьи: Ольга Баженова
Рубрики: Город
Родилась в Одессе, выросла в Магадане, училась в Хабаровске, влюбилась в Камчатку, разочаровалась в жизни в Комсомольске-на-Амуре, увлеклась фотографией во Владивостоке, решила переехать в Москву, но, случайно открыв для себя Нижний Новгород, решила в нем задержаться. Изучает историю и дух города, наблюдая за ним через объектив своего фотоаппарата.
Я всегда испытывала непреодолимое влечение к старым домам. Они, точно старинные сундуки, хранят в себе множество секретов. Как много они могли бы нам рассказать, если бы мы захотели узнать их тайны!

Нижний Новгород - просто кладезь домов с историей, которую хочется изучать.


Моё внимание привлекла старая деревянно-каменная усадьба, расположенная на углу пересечения улиц Ульянова и Провиантской.

Фотография страницы литературно-художественного альбома "Нежный Нижний: десять прогулок по русскому городу".

Сегодняшнее ветхое состояние здания не вызывает у прохожих желания разглядывать его. Бывший доходный дом кажется запущенным. Лишь немногим известно, что когда-то в нем располагалась съёмочная площадка финальных кадров фильма Алексея Балабанова «Жмурки».
Кадры из к/ф "Жмурки"
~
Однако нижегородцы даже не подозревают, что еще относительно недавно этот дом был на слуху у местных жителей и гостей города. Давайте вернемся в самое начало ХХ века. Представим, что по Казанской дороге мимо Печерского монастыря въехал в город конный экипаж. Промчав по Большой Печерке, он свернул на Провиантскую, которая тянулась от волжского откоса до круч оврага. Если в экипаже господа презентабельные, их непременно повезли бы в гостиницу, что на Провиантской, 8. Гостиница была известна на всю округу. Позволить себе проживание в ней могли только состоятельные люди.
Фактически гостиница принадлежала Александре Яковлевне Башкировой, внучке Емельяна Григорьевича Башкирова, известного нижегородского мукомольного магната и благотворителя.

Александра Яковлевна после смерти своего первого мужа вновь вышла замуж за инженера Дмитрия Федоровича Березина.
С той поры гостиницу в народе стали называть Березинской.
Перед гостями гостиницы представало обширное домовладение сложной Г-образной формы, состоящее из разновременных флигелей и построек. Усадьба неоднократно меняла собственников, каждый из которых, так или иначе, изменял ее облик. К числу архитекторов, работающих в разные периоды времени над планами по переустройству дома, относят Георга Ивановича Кизеветтера, первого городского архитектора Нижнего Новгорода, и Льва Владимировича Даля, выдающегося исследователя русского средневекового зодчества.
Г.И. Кизеветтер
Л.В. Даль
~
Основной дом усадьбы, фасадом стоящий вдоль Провиантской, сложен из деревянного сруба, не обшит тесом. Крупные потемневшие от времени бревна делают здание похожим на избу. Наличие больших окон в деревянном обрамлении усиливает этот эффект. Не смотря на обветшалый внешний вид дома, можно догадаться о былом его величии.
Рядом располагается кирпичный оштукатуренный пристрой, за счет которого композиция фасада кажется асимметричной. В нем находится основной вход в здание, украшенный полуколоннами по сторонам двери. Справа от крыльца в кирпичном помещении некогда располагалась оранжерея, а в подвале под ней хранились корешки разных растений, в том числе клубни георгинов, которые каждую весну высаживали в клумбы.
Справа от входа в дом раскинулся небольшой английский сад с липовыми деревьями, некогда обнесенный высоким красивым деревянным забором. В саду в прохладной тени деревьев стояли уютные скамейки, детские качели. А зимой заливали горку и каток.
Далее просматривается протяженный кирпичный пристрой, выполненный перпендикулярно к основному объему дома. Он практически лишен декора, кажется невзрачным и инородным. В нем располагались кладовые, баня, жилец для прислуги.

Слева от дома находились ворота во внутренний двор. Рядом стояла сторожевая будка, в которой сидел бдительный караульщик. Коней, на которых прибывали гости, размещали в дворовых конюшнях.

Давайте зайдем во двор. Становится очевидным, что усадьба ранее состояла из отдельно стоящих зданий, позже объединенных в единый комплекс. Кирпично-каменные флигели чередуются с деревянными постройками и переходами.

Небольшой изящный фонтан в форме чаши некогда освежал воздух двора, создавая уют в небольшом внутреннем саду. Сегодня из его останков сделали клумбу.
Дворовой фасад основного дома значительно интереснее главного, который мы видели с улицы. Он украшен граненным ризалитом с завершением в виде усеченного шатра. Это ничто иное как солярий, где постояльцы могли принимать солнечные ванны.
В каменном трехэтажном пристрое хозяева гостиницы некогда организовали домашнюю церковь. Кроме того, в пристрое находился игорный зал, где постояльцы могли сыграть в бильярд.
~
Квартира Березиных, кстати, находилась здесь же, при гостинице.
В ней стояли аквариумы с экзотическими рыбками.
Гостей гостиницы встречал управляющий и вел их в роскошные светлые комнаты с высоченными потолками и массивными двустворчатыми дверями.

На первом этаже находился зал, где гости могли по вечерам собираться вместе и беседовать. По праздникам в зале организовывали веселья. А каждый Новый год Березины устраивали тут благотворительную елку для окрестных детей.

На втором этаже располагалась удобная ванная комната, выложенная кафелем, где гости могли привести себя в порядок с дороги.
Правда прожили Березины тут всего несколько лет и вскоре сменили место жительства.
А позже случилась революция.
Усадьба была национализирована. Гостиничные номера перестроены под жилые квартиры. Та же участь постигла и домашнюю церковь. Элитная ванная второго этажа стала коммунальной кухней. Гостевой зал разделили перегородкой. Дворовые постройки хозяйственного корпуса отдали под учебные производственные мастерские Политехнического института, а позже и вовсе снесли. Забор вокруг сада ветшал, пока совсем не разрушился.
~
Обойдя дом со всех сторон, решаюсь войти внутрь.
Подъезд встречает кромешной тьмой. Необходимо время, чтобы глаза привыкли к темноте. С первого взгляда становится понятно, что всё в ужасном запустении. Взору предстает лестничный марш, ведущий на уровень первого этажа. По бокам расположены странные архитектурные формы, возможно это балясины.

Под ногами можно разглядеть интересный узор, выложенный плиткой. Скорее всего она сохранилась со времен гостиницы.

Влево уходит коридор первого этажа. Деревянные полы пугающе скрипят под ногами. Двери квартир удивляют своими внушительными размерами.

На второй этаж ведет лестница с витыми узорами перил, сохранившаяся в первозданном виде.
Некогда остекленные окна подъезда теперь забиты фанерой и закрашены краской. Вокруг царство паутины.
Разговор с местными жителями не дал мне никакой дополнительной информации о доме. Они в деталях поведали, с каких точек и ракурсов велась съемка фильма. Но никто из них и не слышал о Березинской гостинице.
Ветхое состояние дома, отсутствие интереса у жильцов к его прошлому натолкнули меня на печальный вывод, что из памяти нашего поколения ушел целый пласт истории города. Однако, старые усадьбы всё еще хранят тайны Нижнего, достаточно только захотеть узнать их.

Хотите создать свой медиа-проект и не зависеть от соцсетей?

Онлайн-курс "Создание медиа-проектов"

от создателя NNStories.ru Татьяны Жаковой!


25 уроков + бонусы, обратная связь

Темы:
Как создать свой сайт
Как выбрать тему своего проекта и написать контент-план
Как создавать контент: тексты, фото, видео
Как вести соцсети
Личный бренд и продвижение

+ Курс "Как брать интервью" в подарок!
Made on
Tilda