Ким Шихов:
человек-легенда в мире нижегородской культуры
ЛЮДИ

ФОТО: Выставочный комплекс НГХМ

Автор статьи: Анастасия Борисова
Рубрики: Люди, Путешествия
Исконная лысковчанка. Выросла в семье художников. Детство провела, путешествуя по Нижегородской области вместе с артелью портретистов.
Поняв, что хочет писать не только картины, поступила на факультет журналистики в ННГУ. Её стихии - история, документалистика и ретро-фильмы.

Недавно вернулась в родной город, чтобы помочь ему стать лучше.
https://vk.com/borsgram
Почему поморский мальчик оказался в Волжской столице и чем прославил Родину любимого писателя.

Поморское детство
Эта история началась в утонувшем в хвойных лесах Архангельске 1930-х годов, где проходило детство мальчика по имени Ким. Архангельск, древний сосед блистательной северной столицы, не обладал таким лоском, но очаровывал и притягивал своей колоритностью и устоявшимся суровым бытом и культурой. Будучи ещё дошколёнком, Ким научился читать. Когда смеркалось, мама зажигала лучину, и маленький Ким доставал тяжелую, массивную книгу в бордовом переплёте. Эта книга рассказывала мальчику сказки и былины родного карельского Беломорья. Потом появились в его жизни произведения более серьезные – в начальной школе Ким зачитывался Л.Н. Толстым и Н.В. Станкевичем, и, как все дети, любил рассматривать иллюстрации в книгах.

"Сказки карельского Беломорья" 1939 г.

Случалось, что кто-то из взрослых уезжал в Москву, и тогда детвора с нетерпением ждала его возвращения. И вот, приехав, путешественник собирал вокруг себя ребятишек, раздавал им блестящие и ещё пахнущие краской карточки с репродукциями и воодушевленно рассказывал о Москве, о музеях и галереях, в которых довелось побывать. Этот рассказ дополнялся воспоминаниями других взрослых, и в живом детском воображении складывались в одну мозаику образы необъятных музеев, старинных картин и гениальных мастеров. Поморскому мальчику всё это казалось таким сказочным и манящим! И вот тогда Ким решил, что непременно выучится на художника.

1947. От недр своих
Время шло. Шестой и седьмой классы Ким закончил, живя в интернате. К счастью талантливого юноши, воспитательница интерната занималась искусством. Пожилая женщина обучила основам рисунка и детей, вверенных её заботам. Не забывал Ким и о литературе - на его книжной полке появлялись новые авторы. Семиклассник познакомился с творчеством Максима Горького и навсегда полюбил произведения этого писателя.
Когда семья собиралась вместе, почасту велись разговоры о дальнейшем образовании Кима, ведь родители мечтали вывести сына "в люди". Твердо решив, что хочет выучиться на художника, вчерашний школьник рассказал отцу о своем желании поступать только в Горьковское художественное училище. И этот выбор определил всю дальнейшую судьбу Кима.
Со ста рублями в кармане, выданными отцом, Ким отправился в дальнюю дорогу. Оказавшись в Горьком, с трудом нашёл он училище, ведь "храм искусства", каким представлял его мальчик, оказался ничем не примечательным домиком на улице Пискунова.
Ким не ошибся, связав жизнь с Родиной величайшего писателя (каким его называл сам художник). Город Горький с теплом и заботой принял мальчика, приехавшего из далекого края. Несмотря на слабые конкурсные и вступительные работы, его зачислили на курс. Потом Ким Иванович с благодарностью отзывался о преподавателях, которые поверили в способности юноши, оставили его жить при училище. Доверие он, конечно, оправдал, и уже со следующего учебного года стал лучшим учеником, получал повышенную стипендию. С деньгами помогала и семья, при чём не только отец с матерью, но и младшие сестры. Девочки ушли из школы едва отучившись в пятом классе, чтобы помочь брату, который оказался один в чужой стороне.
Полетели студенческие годы. Овладев основами мастерства в ГХУ, в 1953 году Ким продолжил осваивать ремесло в Ленинградском институте им. И. Е. Репина, и вернулся в Горький в 1959 уже профессиональным художником.

"Суровый стиль"
Поколение ленинградских выпускников принесло новые краски в культурную жизнь Горького во времена "хрущевской оттепели". У Кима уже в институте начал формироваться собственный узнаваемый почерк, близкий по характеру со стилем Рокуэлла Кента, Александра Дейнеки и художников "сурового реализма".

Рокуэлл Кент (1882-1971)

Приближение бури. Монхеган, 1950 г. 86×112 см

Выросший в самобытной северной столице Поморья, сменивший соленый морской воздух на волжский, Ким трепетно относился к природе. Будто изображая близкого друга, ощущая его душевное состояние, переживания, скрытые от посторонних, художник переносил эти чувства на холст. Он стремился передать индивидуальность, графически усиливал особенности ландшафта. Атмосфера картин окутывала зрителя, и он открывал новую ценность давно забытых или прискучивших мест, с теплом и тоской вспоминал о родном крае.
Однако любимым жанром художника был портрет. Как и пейзажи, изображения людей также не были бессмысленными и бездушными. Ким умел сосредоточить в портрете яркие качества натурщика: его характер, внутренний мир, сиюминутное настроение и отпечаток прожитых лет на лице. Антураж тоже становился частью героя, выдавал его образ жизни, профессию, пристрастия, нес в себе "биографические" тайные смыслы.
К. И. Шихов. Автопортрет. 1955
К. И. Шихов. Портрет капитана танкера "Челкар" В.В. Ромашкина. 1962
К. И. Шихов. Портрет художницы Маргариты Касьяновой. 1969
К. И. Шихов. Портрет поэта Б.Е. Пильняка. 1974
К. И. Шихов. Портрет профессора В.И. Кукоша. 1980
К. И. Шихов. Портрет писателя В.Николаева. 1987
К. И. Шихов. В одиночестве. 1992
К. И. Шихов. Портрет профессора Л.К. Сивухина. 2003

Образец человечности
Для школьников, и уже самостоятельных художников и преподавателей Ким Иванович был мудрым наставником и образцом для подражания.
Мастер щедро делился с учениками своими приемами, раскрывал секреты работ. Пытаясь передать накопленный опыт, на пленэрах учил их прислушиваться к окружающему миру и находить общий язык с природой и всегда поддерживал юных последователей.
Художник искренне не понимал, как в творческой среде может возникать зависть, потому что не делил искусство на своё и чужое, а радовался появлению каждого нового произведения искусства, считая, что мир стал богаче и прекраснее.
Заслуженный художник Российской Федерации
1995 г.
Лауреат премии Нижнего Новгорода
2001 г.
Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации
2002 г.
лауреат премии имени академика И. Н. Блохиной
2003 г.
Почетный гражданин Нижнего Новгорода
2008 г.
Орден «За вклад в просвещение»
Медаль «За трудовое отличие»

Хотите создать свой медиа-проект и не зависеть от соцсетей?

Онлайн-курс "Создание медиа-проектов"

от создателя NNStories.ru Татьяны Жаковой!


25 уроков + бонусы, обратная связь

Темы:
Как создать свой сайт
Как выбрать тему своего проекта и написать контент-план
Как создавать контент: тексты, фото, видео
Как вести соцсети
Личный бренд и продвижение

+ Курс "Как брать интервью" в подарок!
Made on
Tilda