10 малоизвестных фактов о нижегородском метрополитене

Сухие цифры
3

по счёту метро в стране
1985

год пуска Горьковского метрополитена

21,6

километра – протяженность нашей подземки
27

миллионов человек – объём пассажиропотока за 2021 год
Не без мистики

Человеческий разум склонен сводить все непонятные для него явления к мистике. Подземный транспорт и подавно будит фантазию писателей и сценаристов. Ужастиков про метро — в изобилии.


У нижегородского метро тоже есть своя страшилка: в далеком 1984 году, за год до открытия подземки, в пятницу, 13 (само собой!) июля, в котловане станции «Московская» обрушились стены, вследствие чего погибли два студента из стройотряда. Это правдивая часть истории.


Но ходят слухи, что с тех пор в нашей подземке гуляет призрак строителя в каске. Немногочисленные очевидцы-пассажиры утверждали, что он появляется полупрозрачным фантомом, а некоторые работники метро слышали странные звуки из тоннеля, но скептически сваливали эту аномалию на принцип построения подземных путей.

Ещё одна потусторонняя история связана с пикетом 87.


Пикет - это точка на трассе, служащая для определения положения вдоль линии путей. 87 пикет находится ровно посередине между станциями Пролетарская и Автозаводская.


Нередко в этом месте работники подземки отмечали сбои в работе оборудования без особых на то причин. Местные перефразируют шутку товарища Брыля из к/ф «Чародеи»: в лесу – Леший, в Доме – домовой, а у нас – Тоннельный.

Что за мыши такие?
Все нижегородцы видели жетоны на поездку в метро с дыркой в центре, словно их погрызли мыши. Изначально отверстия, перекрывающего букву «м», там не должно было быть. Дело в том, что для Санкт-Петербурга, Москвы, Самары и Нижнего Новгорода сделали практически одинаковые железные жетоны. По сути, можно было купить жетон в одном городе, а прокатиться по нему в другом. И все бы ничего, если бы не разница в стоимости проезда. На тот момент в Нижнем цена одной поездки составляла 9 рублей, а в Питере — 18. Во избежание массового оттока нижегородских жетонов в другие города и были проделаны знаменитые дырки в уже готовых металлических жетончиках.

Цените подземку

За проезд в метро мы платим 26 рублей при оплате картой и 28 рублей при покупке жетона, также действует бесплатная пересадка в рамках тарифов 60 и 90 минут. Себестоимость же поездки в 2021 году была равна 67 рублям. Вот такой факт!

Где спят поезда

Нижегородское метро работает с 5 утра до 12 часов ночи. И в 00:00 (максимум на 20 минут позже) все станции закрываются. Поезда на ночь остаются в тоннеле, а машинисты выходят оттуда пешком по рельсам, и для их отдыха перед следующей сменой (а зачастую она уже через несколько часов) существуют специальные комнаты. Так вот, для отдыха поездов есть целое учреждение — электродепо. Там железные вагоны осматривает слесарь, а также есть специальные цеха для мытья, ремонта и отдыха поездов.


Считается, что на каждой ветке метрополитена должно быть свое электродепо, но в нашем городе оно пока одно, обслуживает сразу две линии и называется «ТЧ-1 Пролетарское». Находится по адресу: проспект Ленина, 84а; вход закрыт для посторонних, и лишь иногда туда организовывают специальные экскурсии.


Метро и искусство

Конечно, в разнообразии внутреннего убранства наш метрополитен уступает московскому, но панно и барельефы на станциях «Пролетарская», «Чкаловская», «Горьковская», «Московская» и «Двигатель революции» все же радуют взгляд.


Есть в Нижегородской подземке и именные поезда: «Кузьмы Минин», «Россия – моя история», «Стрелка». Некоторые вагоны оформлены изнутри, например, «М. Горький – 150 лет». В честь человека, чьё имя город носил более полувека, в нижегородской подземке курсирует два именных поезда.


Судьба развития нижегородской подземки немало волнует и простых жителей города, и поэтов. В начале статьи приведен отрывок стихотворения Анастасии Ростовой «Постройте метро до Щербинок». Произведение остро ставит вопрос о необходимости подземного транспорта во всех районах Нижнего Новгорода.

Граффити

История метро также связана с нелегальным искусством. В 2008 году на вагонах стали появляться надписи, сделанные аэрозольным баллончиком. Примечательно, что всё происходило под покровом ночи. Злоумышленники проникли в депо, после чего охрана составов в нерабочее время была усилена. Однако уличные художники сумели украсить ещё один поезд.


В современном Нижнем взаимодействие с уличными художниками перешло совершенно на иной уровень. По инициативе администрации города здание метрополитена собираются украсить граффити об истории метро в нашем городе.

Фото: Bitch, Dims

Метро в кино

Наше метро — знаменитость. В 2004 году Егор Кончаловский снял его в своем фильме

«Побег». В главных ролях, конечно, были Евгений Миронов и Алексей Серебряков, но и наша станция «Московская» тоже засветилась в массовке и прекрасно со своей ролью справилась. По сценарию герой Миронова — хирург, обвиняемый в убийстве жены — скрывается от преследования, в том числе и в интерьерах нижегородского метрополитена.


Сцены фильма «Около футбола» также снимались в нашем метро на станции «Парк культуры».

Одна из самых масштабных сцен была снята для сериала «Склифосовский». Для неё на станции «Московская» даже были развешаны карты московского метрополитена, которые ещё некоторое время вводили в заблуждение пассажиров.

Другие имена

Станции, функционирующие ныне, могли носить другие имена. Но в 90-е годы запланированная «Ждановская» стала «Парком Культуры», «Куйбышевская» — «Бурнаковской», «Калининская» — «Буревестником», «Спортивная» — «Варей» (хотя ее так и не достроили по сей день).


Также в связи с изменением в проекте места расположения следующей после Горьковской станции, она будет носить имя «Площадь Свободы», а не «Оперный театр».

В будущем

Сейчас наше метро — это 2 ветки, соединяющие 15 станций. Так будет не всегда, не так давно завершено строительство станции «Стрелка». Ранее планировалось построить четыре станции, продолжающие Сормовскую линию, но создание станций «Ярмарка» и «Мещерское озеро» было отменено, решив, что это нецелесообразно. Одна из городских легенд гласит, что тоннель до «Ярмарки» существовал с пуска метро, а проходческий щит утонул в зыбких почвах там, где должна была быть станция, и нарушил планы строителей. Также на стадии проектирования находятся станции «Варя» и «Сормово», продолжающие ветку в западном направлении.

Автозаводская линия в настоящий момент удлиняется — ведется строительство станции «Площадь Свободы», завершается проектирование станции «Сенная». Но и это еще не все, на стадии проекта сейчас находится целая новая ветка — «Нагорная», открытие которой запланировано на 2025 год. Она будет соединять кремль с поселком Новинки. Есть 2 предполагаемых плана строительства: через «Горьковскую» станцию или через «Оперный театр» (который сам пока не существует). А станция «Новинки», в свою очередь, соединится с «Парком культуры».

В проектах (или мечтах?) есть даже идеи дотянуться до Бора!


Увижу ль в тоннеле спасительный свет
Иль мир этот грешный покину?
Пусть плачет чиновник, пусть треснет бюджет -
Постройте метро до Щербинок!

Ия Рос

Хотите создать свой медиа-проект и не зависеть от соцсетей?

Онлайн-курс "Создание медиа-проектов"

от создателя NNStories.ru Татьяны Жаковой!


25 уроков + бонусы, обратная связь

Темы:
Как создать свой сайт
Как выбрать тему своего проекта и написать контент-план
Как создавать контент: тексты, фото, видео
Как вести соцсети
Личный бренд и продвижение

+ Курс "Как брать интервью" в подарок!
Made on
Tilda